Дефекты сварных швов

Дефекты сварных швов

Подробности

Различают внешние и внутренние дефекты сварных швов.

Внешние дефекты сварных швов. К внешним дефектам сварных швов относятся следующие: перекос и смещение кромок, неравномерное сечение шва по ширине и толщине, подрезы кромок основного металла, прожоги, не провары, незаверенные углубления швов, наружные трещины в шве, основном металле и др.

Неравномерное сечение шва по ширине и толщине может быть следствием плохой сборки, небрежной или неумелой работы сварщика. Этот дефект придает шву плохой внешний вид и снижает его прочность. Швы с недостаточным усилением подвергаются дополнительной наплавке.

Наружные трещины могут возникать как в наплавленном, так и в основном металле. В основном металле они обычно располагаются рядом со швом в зоне термического влияния. Трещины могут быть продольные и поперечные. Причинами появления трещин являются собственные напряжения, которые возникают в металле из-за неравномерного его нагрева и охлаждения, изменения структуры металла под влиянием нагрева при сварке и пр. Трещины легче возникают в местах ослабления металла какими-либо дефектами, поэтому они часто имеют начало у картеров, подрезов и не проваров. Наиболее возможно появление трещин при сварке легированных сталей, чувствительных к закалке. Трещины являются недопустимым дефектом шва. Участки с трещинами должны вырубаться и завариваться вновь.

Подрезами называются выемки в основном «металле вдоль края шва, выплавляемого в процессе сварки. Они ослабляют сечение основного металла. Причинами возникновения этого дефекта являются сварка горелкой слишком большой мощности или неудобное пространственное положение шва. Подрезы должны устраняться последующей подваркой.

Незаплавленные углубления — кратеры (неровная поверхность шва) являются следствием недостаточной квалификации сварщика. Швы с большим количеством этих дефектов обладают пониженной прочностью. Их нужно вырубать и производить заварку вновь.

Не проваром вершины шва называется не сплавление наплавленного металла с основным в вершине шва. Причины не провара вершины шва следующие: недостаточная мощность горелки, большая скорость сварки, недостаточный угол скоса кромок, не позволяющий хорошо нагреть пламенем горелки вершину шва, плохая зачистка кромок под сварку. В месте не провара прочность шва резко снижается. Кроме того, в местах не провара возникают напряжения, которые еще больше снижают прочность шва. Не провар должен удаляться вырубкой дефектного места и заваркой его вновь.

Наплывы образуются при слишком быстром плавлении проволоки и натекан и жидкого металла на недостаточно нагретую поверхность основного металла около кромок шва. Под наплывами часто обнаруживаются не провары. Поэтому имеющиеся наплывы необходимо срубить и в случае обнаружения не провара устранить его.

Внутренние дефекты сварных швов. К таким дефектам относятся не провар кромок основного металла, не сплавление валиков при многослойной сварке, наличие в шве загрязнений (шлаков), внутренних газовых пор, внутренних трещин в швеи в основном металле, перегрев и пережог металла.

Газовые поры образуются в наплавленном металле вследствие поглощения им газов (водорода, азота, окиси углерода, паров воды), которые не успевают выделиться из жидкого металла до его затвердения и остаются в затвердевшем металле шва в виде пузырьков. Причиной пористости может быть .плохая зачистка кромок шва от масла, ржавчины, краски, окалины, которые при сгорании дают газы и водяной пар, растворяющиеся в сварочной ванне. Видимые поры достигают 1,5—2 мм в диаметре. Могут быть поры микроскопические, видимые лишь при большом увеличении. Присутствие пор делает шов проницаемым для газов и жидкостей и ослабляет сечение шва.

При газовой сварке уплотнение шва достигается его проковкой при определенной температуре. Если по условиям работы данного изделия шов должен быть плотным, то пористые участки шва вырубаются и завариваются вновь.

Шлаковые включения и окислы попадают в металл при сварке плохо очищенных деталей или при сварке окислительным пламенем. Шлаковые включения ослабляют шов; при большом количестве их дефектный участок вырубается и заваривается вновь.

Не провар по кромкам — не сплавление наплавленного металла с основным «металлом по кромкам. Он может быть также между смежными слоями шва или между смежными валиками. Не провар легко различим невооруженным глазом на изломе шва, где он выступает в виде темных участков на общем фоне светлого кристаллического излома. Причиной этого дефекта является недостаточная мощность горелки, слишком большая скорость перемещения ее или неравномерный прогрев кромок разделки. Не провар должен удаляться вырубкой дефектного места и заваркой вновь.

Внутренние трещины появляются по тем же причинам, что и описанные ранее наружные трещины. Наличие их в шве недопустимо. Участки шва с трещинами должны быть вырублены и заварены вновь.

Перегрев металла характеризуется увеличением размеров зерен металла, если последний нагрет выше определенной температуры, и повышенной хрупкостью. Перегрев получается в результате сварки горелкой чрезмерно большой тепловой мощности или при задержке горелки на одном месте, его можно исправить последующей термической обработкой.

Пережог металла получается при сварке окислительным пламенем и характеризуется также увеличением размеров зерен, как и при перегреве, но при пережоге поверхность зерен покрывается пленкой окислов, нарушающей их взаимное сцепление. Поэтому пережженный металл очень хрупок. Исправлению он не поддается. Шов с пережженным металлом должен быть вырублен и заварен вновь.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   

Газосварщик  

   
© ALLROUNDER