Сварка алюминия и его сплавов

Сварка алюминия и его сплавов

Подробности

Алюминий и его сплавы употребляются в промышленности в виде листов, труб, проволоки, отливок и пр. Сварка алюминия и его сплавов затрудняется образованием на поверхности сварочной ванны тугоплавкой окиси алюминия, а также тем, что при нагреве алюминий не меняет цвета, и поэтому трудно уловить момент начала его плавления.

Мощность сварочного пламени в зависимости от толщины свариваемого металла следующая:

Толщина металла в мм . . 0,5—0,8 1 1,2 1,5—2              3—4

Мощность пламени в л/ч ацетилена........ 50 75 75—150 150-300 300-500

Пламя должно быть нормальным. Избыток кислорода не допускается, так как при этом получается большое количество трудноудаляемой окиси алюминия. Избыток ацетилена может привести к образованию пор в шве.

Присадочный металл выбирают в зависимости от свариваемого основного металла: для алюминия — алюминий или сплав АК; для алюминиево-марганцовых — сплав АК; для алюминиево-магниевых — подобный основному металлу, но с содержанием магния не более 6%; для дюралюминов — алюминий или сплав, подобный основному металлу (если будет производиться термообработка после сварки); для литых деталей — силуминовые стержни.

Диаметр проволоки в зависимости от толщины металла следующий:

Толщина металла в мм...... 1,5, 1,5—3, 3—5, 5— 7, 7—10

Диаметр проволоки в мм...... 1,5—2,  2,5—3, 3—4, 4—4,5, 4,5—5,5

При сварке алюминия и его сплавов необходимо применять флюсы, с помощью которых из сварочной ванны удаляются окислы алюминия. Рекомендуется брать флюс состава: 50% хлористого калия, 28% хлористого натрия, 14% хлористого лития, 8% фтористого натрия. Флюс наносят на кромки изделия в виде порошка или пасты. Все флюсы интенсивно поглощают влагу из воздуха, поэтому их нужно хранить в герметически закрытых сосудах.

Листы толщиной до 2—2,5 мм сваривают без присадочного металла с отбортовкой кромок. Высота отбортовки составляет 2—3 толщины листа. Отбортовку можно не делать, если в зазор между листами уложить полоску металла толщиной, равной толщине свариваемого листа. При сварке в стык листов толщиной до 4 мм скос кромок не делают, а листы укладывают с зазором 0,5 мм. При толщине от 4 до 15 мм производят односторонний скос кромок, а при большей—двухсторонний. Угол раскрытия шва составляет 60— 70°. В вершине шва оставляют притупление, равное толщины металла. Не следует применять соединение внахлестку, так как флюс, затекающий в зазор между листами, в процессе эксплуатации может вызвать разрушение соединения.

Кромки листов и присадочная проволока перед сваркой должны быть тщательно очищены от пленки окиси алюминия механическим либо химическим путем. При механической очистке кромки вначале обезжириваются в щелочном растворе, а затем очищаются стальной щеткой. Лучшие результаты дает химическая очистка. Для этого кромки вначале обезжириваются, а потом протравливаются в 5-процентном растворе каустической соды. После обезжиривания и травления необходимо детали тщательно промыть в воде, протереть чистой тряпкой и просушить. Листы, очищенные механическим путем, нужно сваривать не позже чем через 2 ч, а после химической очистки не позже чем через 8 ч.

Сварку начинают на расстоянии 50—80 мм от края листа и ведут к более отдаленному концу; оставшийся участок шва заваривают в обратном направлении. В начале сварки горелку держат под увеличенным углом к поверхности листа, а затем, уменьшая его, доводят до 30—45°. Проволоку держат под углом 45°. Сварку ведут непрерывно. Нельзя отводить пламя горелки в сторону, так как это приведет к окислению нагретого металла сварочной ванны. Шов заваривается в один проход. При перерывах в работе пламя медленно отводят от места сварки, чтобы металл застывал под защитой пламени, препятствующего действию кислорода воздуха на металл. После сварки шов слегка проковывается в холодном состоянии. Остатки флюса и шлака должны быть тщательно удалены со шва, иначе оставшийся флюс будет разъедать алюминий.

Разделка.

Флюс удаляют промывкой изделия кромок при сварке в горячей или теплой воде, а затем в 5-про-алюминиевого сплава без флюса. центром растворе азотной кислоты с добавлением 2% хромпика, после чего изделие промывают в холодной воде и сушат.

При сварке литого алюминия требуется предварительно подогревать все изделие до 200—250° С. Так как алюминий при нагревании не изменяет своего цвета, то момент окончания подогрева узнают следующим путем: нагреваемый металл натирают сосновой щепочкой. Появление на поверхности детали темных линий указывает на то, что нагрев произведен до требуемой температуры. Подогрев ведется медленно с тем, чтобы все части изделия прогревались равномерно.

Присадочную проволоку выбирают марки АК (эта проволока отличается хорошей жидко текучестью и небольшой усадкой) или из сплава с содержанием 92% алюминия и 8% меди. Флюс, мощность и состав пламени выбирают такие же, как при сварке листового алюминия. После сварки изделие медленно охлаждают и очищают от остатков флюса. Для улучшения механических свойств сварного соединения после сварки рекомендуется произвести отжиг детали при температуре 300—350° С с последующим медленным охлаждением.

Высококвалифицированные сварщики сваривают алюминий без предварительной зачистки кромок и без флюса.

При заварке трещин можно не делать предварительную разделку кромок механическим способом. Зону, где расположена трещина, вначале подогревают до температуры плавления. Когда образуется ванночка расплавленного металла, стальным прутком удаляют окись алюминия и посторонние включения. Одновременно удаляют также часть расплавленного металла, в результате чего кромки оказываются разделанными. Затем берут алюминиевый пруток и начинают процесс сварки. Чтобы металл присадочного прутка соединился с основным, а окисел был оттеснен, необходимо непрерывно двигать пруток вверх—вниз. Конец прутка при этом должен все время находиться в расплавленном металле ванночки.

Таким способом особо хорошо ремонтируются поршни и головки блоков двигателей внутреннего сгорания, изготавливаемые из сплавов алюминия. Головки блоков перед сваркой промывают каустической содой, а раковины и трещины очищают механическим способом для удаления накипи.

Литые детали (в частности головки блоков) перед сваркой подогревают в печи до 250—300° С. Подогрев ускоряет процесс сварки и устраняет коробление деталей.

Для сварки литых деталей присадочные стержни диаметром 5— 7 мм отливают из отбракованных деталей. Поверхность стержня должна быть ровной и чистой.

При заварке сквозных отверстий или наплавке бортов следует подкладывать гладкую стальную пластину, которая будет препятствовать растеканию металла.

При сварке листового материала используют для этих целей асбест.

Невысокая температура плавления алюминия и его сплавов позволяет использовать для сварки газы — заменители ацетилена. Особенно рекомендуется применять заменители для сварки небольших толщин (3,5—6 мм).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   

Газосварщик  

   
© ALLROUNDER