Контроль сварочных работ

Контроль сварочных работ

Подробности

ПОРОКИ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИИ

Высокое качество сварных изделий должно повседневно обеспечиваться тщательным и всесторонним контролем всего сварочного производства, начиная от контроля свариваемого металла, электродов, сварочной проволоки и флюсов, и кончая контролем самого процесса сварки и готовой продукции. Кроме ого, необходимо к выполнению сварочных работ (особенно от­ветственных) допускать только подготовленных сварщиков, про­шедших соответствующие испытания (см. приложения). Все контрольные функции выполняются на предприятиях обычно отделами технического контроля. Но ответственность за качество продукции не снимается с работников, занятых в сварочном производстве и, в первую очередь, со сварщиков. Именно от сварщика, его квалификации во многом зависит ка­чество сварных изделий. Главная задача контроля качества сварки сводится к выяв­лению пороков в сварных соединениях и устранению их. Пороки могут быть наружные и внутренние. К наружным порокам относятся: 1) неравномерное сечение шва по ширине и толщине; 2) несоответствие фактически выполненных размеров шва запроектированным в чертеже или ТУ; 3) подрезы кромок основного металла; 4) незаделанные глубокие кратеры швов; 5) пористость наружного слоя шва; 6) наплавы металла и нечистая поверхность шва; 7) наружные трещины в шве и основном металле. К внутренним порокам относятся: 1) непровар по кромкам основного металла; 2) несплавление валиков при многослойной сварке; 3) наличие шлаковых включений; 4) внутренние газовые поры; 5) внутренние трещины в шве и основном металле. Наружные пороки выявляются при осмотре сварной конструкции после зачистки швов. Внутренние пороки выявляются с помощью просвечивания рентгеном (рентгенографированием) и лучами радиоактивных элементов (гаммографированием), магнитным и ультразвуковым контролем, металлографическим анализом и механическими ис­пытаниями образцов, изготовленных из наплавленного металла и сварных соединений.

НАРУЖНЫЕ ПОРОКИ СВАРНЫХ ШВОВ

Неравномерное сечение шва по толщине и ширине. Этот по­рок часто встречается при ручной дуговой сварке у малоквали­фицированных сварщиков, не освоивших равномерное поступа­тельное движение электрода с поперечным колебательным двигателем. Отклонения в размерах швов: а - неравномерно сечение; б - несимметричность (ширина больше высоты); в ослаблено рабочее сечение; е - несоответствие профиля шва заданном); на чертеже.

Кроме того, неодинаковая ширина шва получается при плохой подготовке кромок, наличия неравномерных зазо­ров, неправильного подбора режима сварки, а также плохого формирования шва, вызванного ослаблено качеством покрытия электродов. При автоматической сварке основной причиной неравномер­ного сечения шва является неравномерный скос кромок. Неравномерные швы создают некрасивый внешний вид всей конструкции в целом. Несоответствие размеров шва запроектированным в черте­жах. Несоответствие размеров обычно снижает механическую прочность сварных соединений и подлежит исправлению. Этот порок встречается обычно при сварке внахлестку. При стыковых швах и швах внахлестку наружные размеры определяются толщиной свариваемых кромок. Швы уменьшенно­го против указанного на чертеже размера должны исправляться дополнительной подваркой. Увеличение размеров швов против заданных нежелательно, так как это ведет к излишним внутрен­ним напряжениям и деформациям и удорожает, сварку: увели­чивается расход электродов, электродной проволоки и флюсов, электроэнергии и затраты рабочей силы на сварку.

Подрезы на валиковых швах; б - на стыковых швах. На многих заводах считается допустимым при приемке швов больших сечений отступление от заданных размеров в сторону уменьшения на 1 мм, а в сторону увеличения на 2 мм. Фиг. 105. Подрез, обра­зующийся при неточном направлен и электрода в случае сварки валиковых швов под слоем флюса в нижнем положении. Подрезы. Подрезами называют продольные углубления, обра­зующиеся в основном металле по краям шва (фиг. 104). Подрезы получаются вследствие применения слишком большой силы тока при неправильном ведении процесса сварки. Подрезы - опасный и серьезный порок в сварных изделиях, так как они ослабляют сечение основного металла в наиболее опасной переходной зоне. Кроме того, подрезы, вызывая резкую местную концентрацию на­пряжений, могут служить причиной появления трещин. Избежать подрезов можно путем правильного подбора режи­ма сварки, внимательным наблюдением за движением электрода, а также выбором наиболее удобного для сварки положения шва в пространстве. Исправляются подрезы наложением тонкого шва электродом малого диаметра. Подрезы могут получаться при автоматической и полуавтоматической сварке под слоем флюса валиковых швов в нижнем положении. Основной причиной под­резов в этом случае является смещение электрода в сторону вер­тикальной кромки. Незаделанные кратеры получаются в результате небрежного и неумелого выполнения сварки. В месте кратера толщина шва резко уменьшается, что вызывает понижение прочности сварного соединения. При действии дина­мической нагрузки разрушение шва почти всегда начинаетсяс кратера, поэтому кратер необходимо обязательно заделывать. При сварке изделий из низкоуглеродистой стали заделка кратера может осуществляться как на самом шве, так и с вы­водом его на основной металл. На легированной стали кратеры должны заделываться только непосредственно на швах во избе­жание возникновения трещин в основном металле. Как уже отмечалось в главе VI, при автоматической сварке кратеры выводятся на специальные выводные планки. Пористость наружного слоя шва и внутренние газовые поры. Пористость в швах образуется при наличии газов, не успевших выделиться из жидкого металла при его быстром остывании. Причин образования пористости швов следующие: а) загрязнение свариваемой поверхности или электродной проволоки, маслом, краской, а также повышенная влажность покрытия или флюса. за повышенная скорость сварки на загрязнение свариваемой поверхности или электродной проволоки ржав иной, маслом, краской, а также повышенная влажность покрытия или флюса, повышенная скорость сварки, при которой ускоряется процесс затвердевания наплавленного металла и одновременно задерживается выделение газов; недостаточная раскисленность, насыщенность газами или окислами основного металла. Швы с большим количеством пор имеют низкую прочность и под ежат обязательному исправлению путем вырубки и по­вторной заварки металла находилась более продолжительное время в жидко сварку производить только по чистым кромкам; наложение шва вести с такой скоростью, чтобы ванна расплавленного металла находилась более продолжительное время в жидком состоянии. Для этого рекомендуется произво­дить кольцеобразные и петлеобразные возвратно-поступательные движения концом электрода; электроды и флюсы перед свар ой необходимо прокали­вать, Наплывы и нечистая поверхность шва. При быстром расплав­лении электрода наплавленный металл местами переполняет ванну и, растекаясь, застывает на основном металле, образуя местные наплывы. Наплывы могут быть в виде от­дельных капель, иногда наплывы имеют значительную протя­женность. При сварке под слоем флюса наплывы часто наблю­даются у валиковых швов, свариваемых в нижнем положении. Нечистая поверхность шва с каплями (брызгами) расплав­ленного металла и частицами шлака от покрытия непосредственно не оказывает отрицательного влияния на прочность шва, но указывает на небрежное выполнение и возможность существо­вания внутренних пороков. Швы необходимо защищать от остатков шлака, брызг метал­ла при помощи зубил, остроконечных молотков или других ин­струментов.

Наплывы при сварке валиковых швов; б - при сварке стыковых швов; при автоматической сварке, образующиеся из-за смещения элек­трода на верхний лист. Высокую производительность труда и хорошее качество обеспечивает очистка швов с помощью пневматических. Тре­щины при свар­ке од флюсом в валиковом шве. электрических машинок с закрепленной на валу стальной щет­кой. Наружные и внутренние трещины. Трещины в шве - один из самых опасных пороков, снижающих механическую прочность сварных изделий и зачастую делающих их непригодными к эксплуатации. Трещины в швах образуются под действием внутренних тер­мических напряжений, которые возникают при неравномерном нагреве и охлаждении сварных конструкций в процессе сварки. При сварке легированных сталей, чувствительных к закалке, по­мимо этого возникают также напряжения, вызываемые измене­ниями структуры. Совместное действие термических и структур­ных напряжений делает сварку легированных сталей более опасной в отношении образования трещин. Трещины в стыковых швах образуются чаще, чем в валико­вых. На валиковые швы термические напряжения влияют зна­чительно меньше. Различают трещины продольные и поперечные. Продольные трещины возникают чаще всего в кратере, а затем распростра­няются вдоль шва. В кратере металл при охлажден и испыты­вает растягивающие напряжения и более загрязнен вредными примесями, снижающими его пластичность. Поперечные трещины образуются преимущественно при сварке легированных сталей. Причем они часто располагаются на основном металле® зоне закалки, где пластично понижена. Помимо видимых (наружных) трещин, встречаются невидимые волосные трещины. Эти трещины особенно опасны, так как не могу быть обнаружены невооруженным глазом, Невидимые трещины чаще всего появляются на границе | сплавления наплавленного металла с основным из-за наличия с напряжений. В утренние пороки сварки в виде непровара невидимых частей, чаще всего появляются на границе сплавления наплавленного металла с основным из-за наличия ряжений. Внутренние пороки сварки в виде непровара кро­мок, крупных газовых пузырей или шлаковых включений так могут быть причиной возникновения трещин. На образование трещин оказывает сильное влияние избыточное содержание вред­ных примесей в наплавленном металле - серы и фосфора. Сера приводит к образованию «горячих трещин», образующихся при температуре выше 500-600°, а фосфор «холодных», образующих­ся при температуре ниже 500-600°.ба с трещинами сводится к получению наплавленного металла с повышенными пластическими свойствами. Необходимо также соблюдать правильный режим сварки, при котором с трещинами сводится к получению наплавленного металла с повышенными пластическими свойствами. Необходимо также соблюдать правильный режим сварки, при котором усадочные напряжения будут минимальными.

Комментарии   

 
+2 #1 алла 24.12.2014 18:32
нормы времени при работах на автоматических и полуавтоматичес ких машинах
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   
© ALLROUNDER