Аргонодуговая сварка методом «автопрессовки»

Аргонодуговая сварка методом «автопрессовки»

Подробности

Аргонодуговая сварка методом «автопрессовки»Аргонодуговая сварка не плавящимся электродом методом «авто-прессовки», то есть при деформировании шва, в том числе и усиления, за счет термопластической деформации металла свариваемых кромок без использования присадочных материалов, применяется для сварки стыковых соединений труб из коррозионностойких сталей аустенитного класса (08Х18Н10Ти других) в машино-, судостроении и других отраслях промышленности.

При этом сварка может выполняться в автоматическом, механизированном или ручном вариантах с поддувом аргона с внутренней стороны соединения (со стороны корня шва).

Процесс позволяет выполнять сварку за два-три прохода без разделки кромок при толщине стенки до 5 мм. При больших толщинах рекомендуется чашеобразная раз-
делка кромок (см. Рис.1), при этом, естественно, количество проходов увеличивается в зависимости от толщины свариваемого металла (Таблица 1). При сварке без разделки выполняется небольшая фаска в корневой части (для обеспечения выявления непровара при РГК) и снаружи - для улучшения видимости стыка сварщиком в процессе сварки.

Первый - корневой проход выполняется со сквозным проплавлением свариваемых кромок, которые обеспечиваются за счет:

- сварки короткой дугой (1д=1-2 мм);

- трехгранной заточки рабочего конца вольфамового электрода с притуплением 0,3-0,5 (см. Рис.З);

- применением лантанированно-го, иттрированного или торирован-ного вольфрама;

- качественной подготовки и достаточно высокой квалификации сварщиков, проходящих предварительные соответствующие тренировки в условиях, имитирующих производственные.

Аргонодуговая сварка методом «автопрессовки»

Увеличение глубины и уменьшение ширины проплавления корня шва может быть достигнуто также за счет нанесения на сварные кромки специальных активирующих флюсов (например, состоящих из фтористого лития - 27%, фтористого алюминия - 30% и оксида титана - 43%), порошок из которых разводится этиловым спиртом и наносится кистью (слоем около 0,5мм) на кромки. По этому покрытию и производится сварка корневого прохода, после которой производится тщательная зачистка поверхности выполненного шва стальной щеткой до металлического блеска.

Схема выполнения участков и проходов шва при вертикальном расположении плоскости стыка

Для получения эффекта глубоко проплавления при первом проходе вместо использования флюсов может применятся аргоно-гелиевая (25% аргона, 75% гелия) или аргоно-водородная смесь (4-6% аргона).

Вторые и последующие проходы выполняются вхолостую обычной или аргоно-дуговой сваркой (без сквозного провара), длина дуги при этом в пределах 2-3 мм, усиление шва образуется за счет пластических деформаций металла, происходящих в результате нагрева и охлаждения его при сварке каждого прохода (См. Рис.1). При этом для обеспечения должного эффекта режимы сварки должны обеспечивать прогрев корня шва до температуры более 800°С и несколько выше температуры плавления металла с наружной стороны (режимы приведены в Таблице 2).

Подготовка кромок под сварку и размеры выполненного шва

Для ручной сварки предпочтительнее режимы ближе к нижнему значению диапазона силы тока и скорости сварки (Таблица 2), для автоматической и механизированной - к верхнему.

При ручной сварке целесообразны поперечные колебания дуги с амплитудой 3-5 мм и частотой 0,5-2Гц.

Заточка электрода

Газовая защита сварного соединения с внутренней стороны выполняется аргоном, подающимся через заглушки, поставленные с обеих сторон свариваемого стыка перед началом сварки (См. Рис.4). Длительность предварительной продувки (до начала CBapKM)Ьt~5V/Q, где t - длительность продувки, минуты; V - продуваемый объем; Q -расход аргона, 2-5 литров.

Схема поддува аргона с внутренней стороны стыка

Инициация процесса сварки раньше начиналась с зажигания касанием дежурной дуги при силе тока 15-25А, которая горит в течение 1-2 секунд, после чего сила тока повышалась до рабочей величины. В настоящее время при работе на современном оборудовании дуга зажигается бесконтактным методом (с помощью осциллятора), после чего устанавливается рабочая величина тока.

Автоматическая сварка стыка выполняется «напроход», ручная -участками, в соответствии со схемой на Рис. 2.

Сварные соединения труб диаметром D=81mm

При выполнении корневого прохода в начале каждого прохода и участка необходимо обеспечить прогрев и сквозное проплавление металла неподвижной дугой, а при окончании сварки прохода - плавное гашение дуги для избежания формирования кратера в шве. Длительность подогрева и гашения зависит от толщины свариваемого металла (Таблица 2).

Перед сваркой каждого последующего прохода металл предыдущего должен охладиться до температуры ниже 100 °С.

Изменение зоны проплавления и характера формирования корневого прохода шва в различных пространственных положениях с изменением сварочного тока

 

Корневые проходы и швы, полностью выполненные ручной сваркой Корневые проходы шва, выполненные ручной аргонодуговой сваркой

 

 

По сравнению с обычно используемым методом аргонодуговой сварки стыков труб из аустенитных сталей неплавящимся электродом с подачей присадочной проволоки метод сварки «автопрессовкой» имеет следующие технико-экономические преимущества:

- сокращение трудоемкости сварки;

- исключение лишних расходов на сварочные материалы, так как сварка производится без присадки и соответственно сокращается расход защитного газа и электроэнергии;

- облегчается выполнение сварки в условиях повышенной затемненно-сти и труднодоступных условиях;

- повышается стабильность качества сварных соединений.

Режимы сварки стыковых соединений трубопроводов


Читайте также



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   
© ALLROUNDER