Техника сварки - Страница 24

Способы дуговой сварки - Техника сварки

Подробности

Дуга может возбуждаться двумя приемами: касанием впритык и отводом перпендикулярно вверх или «чирканием» электродом как спичкой. Второй способ удобнее, но неприемлем в узких и неудобных местах. В процессе сварки необходимо поддерживать определенную длину дуги, которая зависит от марки и диаметра электрода. Ориентировочно нормальная длина дуги должна быть в пределах Ld=(0,5—l,l)d9, где Ld—длина дуги, мм; йэ — диаметр электрода, мм. Длина дуги оказывает существенное влияние на качество сварного шва и его геометрическую форму. Длинная дуга способствует более интенсивному окислению и азотированию расплавляемого металла, увеличивает разбрызгивание, а при сварке электродами основного типа приводит к пористости металла. В процессе сварки электроду сообщается движение в трех направлениях. Первое движение — поступательное, по направлению оси электрода. Этим движением поддерживается постоянная (в известных пределах) длина дуги в зависимости от скорости плавления электрода. Второе движение — перемещение электрода вдоль оси валика для образования шва. Скорость этого движения устанавливается в зависимости от тока, диаметра электрода, скорости его плавления, вида шва и других факторов. При отсутствии поперечных движений электрода получается так называемый ниточный валик, на 2—3 мм больший диаметра электрода, или узкий шов шириной <l,5d3. Третье движение — перемещение электрода поперек шва для получения шва шире, чем ниточный валик, так называемого уширенного валика. Поперечные колебательные движения конца электрода (рис. 28) определяются формой разделки, размерами и положением шва, свойствами свариваемого материала, навыком сварщика. Для широких швов, получаемых с поперечными колебаниями, е=(1,5—5)db. Для повышения работоспособности сварных конструкций, уменьшения внутренних напряжений и деформаций большое значение имеет порядок заполнения швов. Под порядком заполнения шва понимают как порядок заполнения разделки шва по поперечному сечению, так и последовательность сварки по длине шва. По протяженности все швы условно можно разделить на три группы: короткие — до 300 мм, средние — 300— 1000, длинные — свыше 1000 мм. В зависимости от протяженности шва, материала, требований к точности и качеству сварных соединений сварка таких швов может выполняться различно (рис. 29). Короткие швы выполняют на проход — от начала шва до его конца. Швы средней длины варят от середины к концам или обратно-ступенчатым методом. Швы большой длины выполняют двумя способами: от середины к краям (обратноступенчатый способ) и вразброс. При обратноступенчатом методе весь шов разбивается на небольшие участки длиной по 150—200 мм, на каждом. Сварку соединений ответственных конструкций большой толщины (свыше 20—25 мм), когда появляются объемные напряжения и возрастает опасность образования трещин, выполняют с применением специальных приемов заполнения швов «горкой» или «каскадным» методом. При сварке «горкой» сначала в разделку кромок наплавляют первый слой небольшой длины 200—300 мм, затем второй слой, перекрывающий первый и имеющий в 2 раза большую длину. Третий слой перекрывает второй и длиннее его на 200—300 мм. Так наплавляют слои до тех пор, пока на небольшом участке над первым слоем разделка не будет заполнена. Затем от этой «горки» сварку ведут в разные стороны короткими швами тем же способом. Таким образом, зона сварки все время находится в горячем состоянии, что предупреждает появление трещин. «Каскадный» метод яв ляется разновидностью горки. Соединения под сварку собирают в приспособлениях, чаще всего с прихватками. Сечение прихваточного шва составляет примерно от сечения основного шва, длина его 30—50 мм. Угловые швы сваривают «в угол» или «в лодочку » (рис. 31). При сварке «в угол» проще сборка, допускается большой зазор между свариваемыми деталями (до 3 мм), но сложнее техника сварки, возможны дефекты типа подрезов и наплывов, меньше производительность, так как приходится за один проход сваривать швы небольшого сечения (катет <8 мм) и применять многослойную сварку. Сварка лодочкой более производительна, допускает большие катеты шва за один проход, но требует более тщательной сборки. Обеспечение нормативных требований по технологии и технике сварки — основное условие получения качественных сварных швов. Отклонения размеров и формы сварного шва от проектных чаще всего наблюдаются в угловых швах и связаны с нарушением режимов сварки, неправильной подготовкой кромок под сварку, неравномерной скоростью сварки, а также с несвоевременным контрольным обмером шва. Непроваро м называют местное отсутствие сплавления между свариваемыми элементами, между металлом шва и основным металлом или отдельными слоями шва при многослойной сварке. Непровар уменьшает сечение шва и вызывает концентрацию напряжений, поэтому может значительно снизить прочность конструкции. Участки шва, где выявлены непровары, величина которых превосходит допустимую, подлежат удалению и последующей заварке. Непровар в корне шва в основном вызывается недостаточной силой тока или повышенной скоростью сварки, непровар кромки (несплавление с кромками) — смещением электрода с оси стыка, а также блужданием дуги, непровар между слоями — плохой очисткой предыдущих слоев, большим объемом наплавляемого металла, натеканием расплавленного металла перед дугой. Подрезо м называют местное уменьшение толщины основного металла у границы шва. Подрез приводит к уменьшению сечения металла и резкой концентрации напряжений в тех случаях, когда он расположен перпендикулярно действующим рабочим напряжениям. Наплывом называют натекание металла шва на поверхность основного металла без сплавления с ним. Прожогом называют полость в шве, образовавшуюся в резу/trльтате вытекания сварочной ванны, является недопустимым дефектом сварного соединения. Кратером называют незаваренное углубление, образующееся после обрыва дуги в конце шва. В кратере, как правило, образуются усадочные рыхлости, часто переходящие в трещины. Ожогам и называют небольшие участки подвергшегося расплавлению металла на основном металле вне сварного шва.  Подрезы, натеки, наплывы, прожоги, незаваренные кратеры, оставшиеся после сварки шлак и брызги, оплавление кромок (в угловых швах) вызываются преимущественно чрезмерной силой тока и напряжения на дуге, большим диаметром электродов, неправильными манипуляциями электродом, плохой сборкой под сварку, низкой квалификацией или небрежностью сварщика. Ручную дуговую сварку широко используют в процессах наплавки при восстановлении изношенных поверхностей, восстановлении брака литья и для наплавки по0верхностей со специальными свойствами. Наплавка имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с соединительной сваркой. При наплавке поверхностных слоев с заданными свойствами химический состав наплавленного металла существенно отличается от химического состава основного металла. Наплавляемый металл выбирают с учетом эксплуатационных требований и свариваемости. Технологическими требованиями и особенностями наплавки по сравнению с соединительной сваркой являются! минимальное перемешивание наплавляемого слоя с основным металлом для обеспечения заданного химического состава слоя и предотвращения трещин; обеспечение минимальной зоны термического влияния; минимальные деформации и напряжения. Эти требования обеспечивают за счет уменьшения глубины проплавления регулированием параметров режима, погонной энергии, техники наплавки, колебаниями электрода, увеличением его вылета, применением широкой лен ты малой толщины, наплавкой симметричных слоев вразброс, их проковкой после наплавки и другими технологическими приемами. Техника наплавки должна обеспечивать максимальную производительность наплавки, т. е. максимальное количество расплавляемого электродного (присадочного) металла в единицу времени.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   
© ALLROUNDER